О работе психолога с пожилыми людьми в общественной
организации «Дарина»
Целью работы : является поддержание активности
пожилых людей, их энергетических возможностей, личностного потенциала, помощь в
осознании ценности и принятии прожитой жизни; обучение пожилых людей практическим
навыкам, помогающим овладеть несложными способами психической и физической
саморегуляции; в выработке чувства уверенности в поведении и позитивном мировосприятии.
Групповая работа
с пожилыми людьми включает в себя знакомство с достижениями практической психологии, психотерапии,
медицины. Эффективность групповых занятий характеризует приобретение не только
эмоционального опыта, но и когнитивного научения.
Для обсуждения группе предлагаются следующие темы:
• «Стресс в нашей
жизни»;
• «Самовнушение
как эффективный способ лечения»;
•
«Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления»;
•
«Психологические приёмы снятия эмоционального напряжения»;
• «Овладение
приёмами релаксации» и др.
Групповые занятия включают в себя психологические упражнения, игры и психотехники, ориентированные на то,
чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на
своих переживаниях, привычных способах поведения, на своих представлениях о
самом себе. На этом этапе психолог ставит перед собой задачу создать в тренинге
такие условия и ситуации, которые могли бы обеспечить каждому участнику
возможность увидеть себя с точки зрения собственных представлений и самооценки,
и в зеркале мнений других людей.
Упражнения направлены на
осознание участниками себя в системе взаимодействия с другими людьми и
оптимизации межличностных отношений. Особое внимание уделяется развитию
психологических возможностей участников, их социально-перцептивных и
коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, ошибок в
межличностном взаимодействии, умению анализировать своё поведение и поведение
другого человека в рамках определённых алгоритмов влияния и противостояния
влиянию. Большое значение в этом блоке занятий придаётся системе приёмов
невербальной коммуникации и умению вчувствоваться в переживания других с
помощью техник психологической подстройки к партнёру. Умение вживаться в
«шкуру» другого вызывает неподдельный интерес и способствует развитию
эмпатийных способностей (способностей к сопереживанию), и в некотором смысле
философскому отношению к себе и к другим людям, формированию толерантности.
В тренингах с пожилыми
приёмы телесной терапии используются достаточно широко ввиду их эффективности
при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления
напряжения, создания ощущения раскрепощённости и свободы, что позволяет
активизировать личностные ресурсы для дальнейшего самооздоровления. Используются
методы и приёмы на осознание «мудрости тела».
Следует сказать, что занятия
начинаются именно с элементов телесной терапии: «потягушечки» способствуют
положительному психологическому настрою; звуковая гимнастика направлена также
на укрепление духа и тела, повышение настроения.
На занятиях психолог создаёт атмосферу
творческого самовыражения участников через синтез различных видов искусств:
музыку, вокал, танец, движение, рисование, драматизацию, поэзию. Особенностью
тренинговой программы для пожилых является то, что для её реализации с первых
шагов создаётся креативная среда — творческая атмосфера, побуждающая участников
к проявлению творческого мышления и поведения. Погружаясь в мир художественных
образов, символов, используя свою фантазию, воображение, участники тренинга
становятся творцами в полном смысле этого слова: они пишут стихи, сочиняют
музыку, импровизируют, поют.
Групповые занятия с
психологом способствуют формированию и закреплению конструктивного отношения
пожилых людей к своему возрасту, принятию образа своего нового «я»,
способствуют возникновению потребности в самореализации личности в новых для
неё условиях.
|